ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОЖАНОЙ ОБУВИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ
СУЧАСНЕ МАТЕРІАЛОЗНАВСТВО ТА ТОВАРОЗНАВСТВО: ТЕОРІЯ, ПРАКТИКА, ОСВІТА :: Управління якістю та безпечністю товарів і послуг.
Сторінка 1 з 1
ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОЖАНОЙ ОБУВИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ
Сыцко В.Е., д.т.н., профессор
Целикова Л.В., к.э.н., доцент
УО «БТЭУ ПК», г. Гомель, Республика Беларусь
ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОЖАНОЙ ОБУВИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ
Сегодня конкурентоспособность одна из важнейших проблем. На рынке она рассматривается с четырех позиций: потребитель (качество, цена, затраты на эксплуатацию и ремонт, рыночная доля, новизна, имидж продукции); производитель (оборудование + сырье + методы + управление = себестоимость, рентабельность, эффективность хозяйствования); посредник (рыночная доля, качество, цена, затраты на продвижение товара, реклама, виды каналов сбыта) и независимый эксперт (имидж субъекта и его продукции, новизна и качество продукции, рыночная доля, платежеспособность, кредитоспособность, рентабельность производства, цена). Все четыре позиции правильны, но только там, где они пересекаются и принимаются всеми участниками рынка, продукция приобретает конкурентные преимущества и становится конкурентоспособной. Это качество, новизна, имидж, цена. В соответствии с целями исследования обратимся к качеству продукции как решающему фактору конкурентоспособности. Если производитель намерен сделать свою продукцию конкурентоспособной, он должен выбрать технологию производства, а затем как можно точнее выполнить выбранные технологические решения, обеспечивая при этом прогнозируемые потребности потребителя к качеству данной продукции, которые интегрированы в интегральном показателе качества, отражающем закономерности развития продукции. Полагаем, что в структуре интегрального показателя качества продукции необходимо выделить следующие составляющие: технический уровень качества, оцениваемый техническими характеристиками и показателями сырья, материалов, комплектующих изделий и т.п.; качество изготовления, оцениваемое таким показателем как коэффициент дефектности; качество в эксплуатации, оцениваемое фактическими значениями фактическими показателей двух первых составляющих в пределах гарантийных сроков; стабильность качества в сфере потребления, характеризующее обратную связь с потребителями. Оно может быть оценено с помощью таких показателей как рекламации от покупателей по итогам эксплуатации продукции и ремонту за пределами гарантийных сроков. Обеспечение высокой конкурентоспособности товаров, в свою очередь, предусматривает эффективное управление системой их качества. Если раньше в этой связи мы говорили об управлении качеством продукции, то сегодня необходим акцент на обеспечении качества продукции.
В Республике Беларусь нормативную основу системы обеспечения качества продукции составляют законы «О техническом нормировании и стандартизации», «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», «О защите прав потребителей», Указ Президента Республики Беларусь «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства и об усилении ответственности изготовителей за качество продукции», Государственная программа «Качество» и ряд других нормативных правовых актов общего характера, СТБ и ГОСТы на конкретный вид продукции, в т.ч. ИСО серии 9000.
В практике известно три модели системы обеспечения качества: 1-ая - при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании продукции (ИСО 9001); 2-ая - при непосредственном производстве, монтаже и обслуживании продукции (ИСО 9002); 3-я - при окончательном изготовлении продукции, её контроле и испытаниях (ИСО 9003). Критерием соответствия выбранной модели обеспечения качества является её адекватность, т.е. способность достичь соответствия продукции установленным требованиям. Ответственность за адекватность модели возлагается на производителя или поставщика. Подтверждение соответствия выбранной модели обеспечения качества может осуществляться рядом способов, в том числе проверкой потребителем или третьей компетентной стороной.
Проведенный анализ системы качества на региональном обувном предприятии ГРОУП «Труд» показал, что одной из основных причин несоответствия качества многих моделей выпускаемой продукции является сложность применяемой модели системы качества на производстве [1,с.135]. Некачественное изготовление продукции проявляется в виде случайного разброса параметров при проектировании, производстве, сбыте и эксплуатации продукции, что вызывает повышенные потери потребителей. По степени значимости отказы продукции подразделены на: критические, значительные и незначительные. Появление первых исключает возможность дальнейшей эксплуатации продукции, снижает её эффективность. При оценке конкурентоспособности данные отказы имеют максимальную значимость, в то время как незначительные оценены минимальным количеством балов (таблица 1).
Таблица 1
Характеристика основных видов отказа обуви
Виды отказов | Коэффициент весомости |
Критические | 0,54 |
Разрыв материалов верха в месте сгиба союзки | |
Треснутые подошвы | |
Отклейка подошв | |
Местная неприклейка подошва | |
Деформация обуви | |
Значительные | 0,42 |
Неправильно взъерошенная затяжная кромка | |
Нарушенная строчка | |
Пятна | |
Разрывы застежек | |
Незначительные | 0,04 |
Потертости | |
Незначительные морщины | |
Трещины материала верха | |
Отклонение оси симметрии незначительно | |
Износ набоек | |
Прочие | |
ИТОГО: | 1,00 |
На производстве целесообразно применять первую модель управления системой качества, как наиболее эффективную, взамен применяемой в настоящее время третьей модели. Установленные данной моделью требования направлены на удовлетворение потребителя посредством предупреждения несоответствия продукции на всех стадиях жизненного цикла продукта от проектирования до обслуживания. Установление допустимой вероятности отказов и допустимого уровня отказов позволит выявить технологические этапы, остро нуждающиеся в реконструкции, особом режиме обеспечения качества продукции, а не изымать бракованные изделия после завершения технологических операций, что требует дополнительных затрат на организацию контроля качества.
Список использованных источников: 1. Целикова Л.В. Инновационные аспекты в реализации контроля качества продукции /Материалы Международной научно-практической «Современные тенденции развивающегося общества: проблемы экономики, права, экологии» (Москва, июнь 2014). – М.: МФ ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. – С. 133 – 136.
СУЧАСНЕ МАТЕРІАЛОЗНАВСТВО ТА ТОВАРОЗНАВСТВО: ТЕОРІЯ, ПРАКТИКА, ОСВІТА :: Управління якістю та безпечністю товарів і послуг.
Сторінка 1 з 1
Права доступу до цього форуму
Ви не можете відповідати на теми у цьому форумі