ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ГРУЗИИ
СУЧАСНЕ МАТЕРІАЛОЗНАВСТВО ТА ТОВАРОЗНАВСТВО: ТЕОРІЯ, ПРАКТИКА, ОСВІТА :: Взаємодія у системі «вища освіта – ринок праці
Сторінка 1 з 1
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ГРУЗИИ
Кокашвили Н. В.,
Академический доктор экономики, ассоцированный профессор.
Гигуашвили Г. Г.
Академический доктор экономики, профессор.
Горийский государственный учебный университет. Грузия. Гори
Академический доктор экономики, ассоцированный профессор.
Гигуашвили Г. Г.
Академический доктор экономики, профессор.
Горийский государственный учебный университет. Грузия. Гори
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ГРУЗИИ
В эпоху экономики знаний высшее образование является движущей системой мирового развития и конкуренции – она рассматривается как «двигатель экономики», который путем исследования и инновации способствует созданию нового образования и постоянному развитию компетенций рабочей силы. Опираясь на изложенное, в течении последних десятилетий система высшего образования в Европе и мире постоянно расширялась.
На сегодняшний день информация о взаимонаправленности высшего образования и рынка труда в Грузии очень ограничена. В первую очередь этот дефицит обусловлен тем, что на национальном уровне отсутствует системный подход к анализу взаимосвязей рынка и системы образования – необходимые изменения не интегрированы в такие важные инструменты, какими являются вопросники описи населения, инструменты внутрихозяйственного квартального исследования. Не продумана совместимость данных и стратегии агрегирования, нет ведомства внутри или вне министерства, отвечающего за анализ такого рода данных.
Опираясь на базу данных Национальной службы статистики, сегодня невозможно вычислить отдачу и относительное преимущество ступеней высшего образования (докторантура, бакалавриат, магистратура), также как по направлениям академического образования и это в тех условиях, когда по отраслям высшего образования в Грузии действуют схемы дифференцированного государственного финансирования (на основании приказа Министра образования и науки Грузии № 79/н в 2013-2014 годах стоимость учебы по отдельным программным направлениям в в государственных высших образовательных учреждениях полностью финансируется государством). Соответственно, при идентификации приоритетных программных направлений министерство не опиралось на надежный эмпирический материал.
Сбор данных о занятости и доходах выпускников и студентов систематически не осуществляется и на уровне высших образовательных учреждений. Несмотря на то, что стандарт программной аккредитации обязует высшие образовательные учреждения адаптировать программы к рыночным требованиям, индикаторы выполнения соответствующих пунктов стандарта и источники проверки смутные, недостаточно детализированы инструменты оценки и самооценки и, соответственно, не представляется возможным полностью и объективно оценить положение в этой связи.
В большинстве высших образовательных учреждений не функционирует сервис карьерного роста. В условиях недоступности соответствующей базы данных проведенное в этом направлении исследование на национальном уровне очень дорогое, носит эпизодический характер и должным образом не отражается в образовательной политике. Несмотря на это за последние несколько лет в Грузии все же накопился достаточный эмпирический материал для общего анализа взаимосвязей рынка и системы высшего образования. В течении 2010-2014 годов Международным институтом планирования и управления политики образования, программой Темпус в Грузии, Центром исследования экономической политики и Международной организацией по миграции проведены исследования, результаты которых в основном совпадают с существующей в Европе картиной и вызовами, что дает возможность сделать следующие общие заключения:
1. По данным 2013 года высшее образование в Грузии является значительным обуславливающим фактором роста показателей доходов и занятости. Средний доход от занятости лиц с высшим образованием почти в два раза выше, чем доход лиц со средним образованием.
• В условиях учета пола, возраста и местожительства шансы трудоустройства лиц с высшим образованием возрастают в 2 раза по сравнению с лицами со средним образованием, а вероятность трудоустройства по найму – почти в 5 раз.
• Окончание магистратуры для выпусника не влечет значительной прибавки заработной платы, хотя шансы трудоустройства лиц с дипломом магистра на 70% выше по сравнению с лицами с дипломом бакалавра. Соответственно, магистратура в Грузии не средство роста доходов, а средство роста вероятности трудоустройства.
2. Средний показатель доходов от занятости, также как и вероятность занятости значительно отличается от уровня по полу и высшему образованию.
• Вероятность трудоустройства мужчин с высшим образованием в 1,2 раза выше в сравнении с вероятностью трудоустройства женщин с высшим образованием. Примечательно, что это различие по половому признаку вычислено с учетом специализации в сфере образования. По-иному, после получения степени бакалавра или магистра в сфере инженерного образования вероятность трудоустройства женщин остается более низкой, чем мужчин.
• Пол значительно влияет на уровень доходов. Это влияние остается и тогда, когда сравниваем специалистов с образованием в одной и той же сфере. Если женщина и мужчина с высшим образованием по администрированию бизнеса и предусмотренные в исследовании характеристики у них схожие, все же зарплата мужчин в среднем на 176 лари выше, чем у женщин.
• Шансы трудоустройства лиц с дипломами бизнес образования и точных и естественных наук в 1,3 – 1,4 раза выше, чем у выпускников с гуманитарным образованием.
• Доход по трудовому найму выпускников с бизнес и инженерным направлением сравнительно выше, чем у выпускников с гуманитарным образованием.
3. Сдерживающим фактором последующего роста отдачи от высшего образования является несовместимость компетенций лиц с высшим образованием с рыночными требованиями и низкие показатели самозанятости.
• В Грузии из лиц с высшим академическим образованием по специальности работают приблизительно 60 %, что значит, что в масштабе страны только четверть из них заняты по специальности.
• Среди трудоустроенных доля работающих по специальности значительно отличается по направлениям. Следует отметить, что доля трудоустроенных по специальности значительно выше среди окончивших магистратуру (по сравнению с окончившими бакалавриат). С этой точки зрения магистратура представляет собой инструмент профессиональной реориентации и ориентированности на рынок.
• В рамках различных исследований половина опрошенных трудоустроенных лиц считает, что компетенции выпускников не соответствуют их требованиям.
• В Грузии также, как и во многих странах Европы, среди молодежи с высшим образованием доля самозанятости низкая, что мешает созданию в стране новых рабочих мест.
4. Высшее образование является потенциально эффективным инструментом выравнивания существующего в обществе социального неравенства, хотя доступность высшего образования на сегодня по-прежнему ограничена.
• Дополнительная ступень высшего образования (в виде магистратуры) более увеличивает шансы на трудоустройство, чем такая характеризующая социально-экономического положения семьи, каким является образование родителей.
• Личные доходы по трудовому найму лиц с высшим образованием не отличаются по тому, какой средний доход был у семьи на момент их поступления в высшее образовательное учреждение.
• Вовлеченность в высшее образование самой бедной группы населения составляет 90 %, а самой богатой группы – 38 %. Доля молодых с высшим образованием в семьях, где глава семьи тоже с высшим образованием (73 %) выше, чем в семьях, где у главы семьи только общее образование (18 %).
По статистическим данным в Грузии 1/3 безработных имеет высшее образование, к тому же особенно высока доля молодых с высшим образованием в общем количестве безработных. Высокий уровень безработицы в Грузии обусловлен как выским образовательного цензом населения и их возросшим требованием к условиям труда, так и структурным и качественным дисбалансом между спросом и предложением рабочей силы, перепроизводством кадров - ряда специалистов с высшим образованием, ограниченной возможностью трудоустройства по специальности, апеллированием на опыт работы со стороны трудоустроенных. Следует отметить, что насыщение рынка рядом профессий увеличивает конкуренцию и осложняет поиск работы, и несмотря на спрос, отсутствуют кадры ряда профессий.
Для эффективного функционирования рынка труда необходимо совершенствование государственной политики и обеспечение ее соответствия с мировыми стандартами.
Список использованных источниковНа сегодняшний день информация о взаимонаправленности высшего образования и рынка труда в Грузии очень ограничена. В первую очередь этот дефицит обусловлен тем, что на национальном уровне отсутствует системный подход к анализу взаимосвязей рынка и системы образования – необходимые изменения не интегрированы в такие важные инструменты, какими являются вопросники описи населения, инструменты внутрихозяйственного квартального исследования. Не продумана совместимость данных и стратегии агрегирования, нет ведомства внутри или вне министерства, отвечающего за анализ такого рода данных.
Опираясь на базу данных Национальной службы статистики, сегодня невозможно вычислить отдачу и относительное преимущество ступеней высшего образования (докторантура, бакалавриат, магистратура), также как по направлениям академического образования и это в тех условиях, когда по отраслям высшего образования в Грузии действуют схемы дифференцированного государственного финансирования (на основании приказа Министра образования и науки Грузии № 79/н в 2013-2014 годах стоимость учебы по отдельным программным направлениям в в государственных высших образовательных учреждениях полностью финансируется государством). Соответственно, при идентификации приоритетных программных направлений министерство не опиралось на надежный эмпирический материал.
Сбор данных о занятости и доходах выпускников и студентов систематически не осуществляется и на уровне высших образовательных учреждений. Несмотря на то, что стандарт программной аккредитации обязует высшие образовательные учреждения адаптировать программы к рыночным требованиям, индикаторы выполнения соответствующих пунктов стандарта и источники проверки смутные, недостаточно детализированы инструменты оценки и самооценки и, соответственно, не представляется возможным полностью и объективно оценить положение в этой связи.
В большинстве высших образовательных учреждений не функционирует сервис карьерного роста. В условиях недоступности соответствующей базы данных проведенное в этом направлении исследование на национальном уровне очень дорогое, носит эпизодический характер и должным образом не отражается в образовательной политике. Несмотря на это за последние несколько лет в Грузии все же накопился достаточный эмпирический материал для общего анализа взаимосвязей рынка и системы высшего образования. В течении 2010-2014 годов Международным институтом планирования и управления политики образования, программой Темпус в Грузии, Центром исследования экономической политики и Международной организацией по миграции проведены исследования, результаты которых в основном совпадают с существующей в Европе картиной и вызовами, что дает возможность сделать следующие общие заключения:
1. По данным 2013 года высшее образование в Грузии является значительным обуславливающим фактором роста показателей доходов и занятости. Средний доход от занятости лиц с высшим образованием почти в два раза выше, чем доход лиц со средним образованием.
• В условиях учета пола, возраста и местожительства шансы трудоустройства лиц с высшим образованием возрастают в 2 раза по сравнению с лицами со средним образованием, а вероятность трудоустройства по найму – почти в 5 раз.
• Окончание магистратуры для выпусника не влечет значительной прибавки заработной платы, хотя шансы трудоустройства лиц с дипломом магистра на 70% выше по сравнению с лицами с дипломом бакалавра. Соответственно, магистратура в Грузии не средство роста доходов, а средство роста вероятности трудоустройства.
2. Средний показатель доходов от занятости, также как и вероятность занятости значительно отличается от уровня по полу и высшему образованию.
• Вероятность трудоустройства мужчин с высшим образованием в 1,2 раза выше в сравнении с вероятностью трудоустройства женщин с высшим образованием. Примечательно, что это различие по половому признаку вычислено с учетом специализации в сфере образования. По-иному, после получения степени бакалавра или магистра в сфере инженерного образования вероятность трудоустройства женщин остается более низкой, чем мужчин.
• Пол значительно влияет на уровень доходов. Это влияние остается и тогда, когда сравниваем специалистов с образованием в одной и той же сфере. Если женщина и мужчина с высшим образованием по администрированию бизнеса и предусмотренные в исследовании характеристики у них схожие, все же зарплата мужчин в среднем на 176 лари выше, чем у женщин.
• Шансы трудоустройства лиц с дипломами бизнес образования и точных и естественных наук в 1,3 – 1,4 раза выше, чем у выпускников с гуманитарным образованием.
• Доход по трудовому найму выпускников с бизнес и инженерным направлением сравнительно выше, чем у выпускников с гуманитарным образованием.
3. Сдерживающим фактором последующего роста отдачи от высшего образования является несовместимость компетенций лиц с высшим образованием с рыночными требованиями и низкие показатели самозанятости.
• В Грузии из лиц с высшим академическим образованием по специальности работают приблизительно 60 %, что значит, что в масштабе страны только четверть из них заняты по специальности.
• Среди трудоустроенных доля работающих по специальности значительно отличается по направлениям. Следует отметить, что доля трудоустроенных по специальности значительно выше среди окончивших магистратуру (по сравнению с окончившими бакалавриат). С этой точки зрения магистратура представляет собой инструмент профессиональной реориентации и ориентированности на рынок.
• В рамках различных исследований половина опрошенных трудоустроенных лиц считает, что компетенции выпускников не соответствуют их требованиям.
• В Грузии также, как и во многих странах Европы, среди молодежи с высшим образованием доля самозанятости низкая, что мешает созданию в стране новых рабочих мест.
4. Высшее образование является потенциально эффективным инструментом выравнивания существующего в обществе социального неравенства, хотя доступность высшего образования на сегодня по-прежнему ограничена.
• Дополнительная ступень высшего образования (в виде магистратуры) более увеличивает шансы на трудоустройство, чем такая характеризующая социально-экономического положения семьи, каким является образование родителей.
• Личные доходы по трудовому найму лиц с высшим образованием не отличаются по тому, какой средний доход был у семьи на момент их поступления в высшее образовательное учреждение.
• Вовлеченность в высшее образование самой бедной группы населения составляет 90 %, а самой богатой группы – 38 %. Доля молодых с высшим образованием в семьях, где глава семьи тоже с высшим образованием (73 %) выше, чем в семьях, где у главы семьи только общее образование (18 %).
По статистическим данным в Грузии 1/3 безработных имеет высшее образование, к тому же особенно высока доля молодых с высшим образованием в общем количестве безработных. Высокий уровень безработицы в Грузии обусловлен как выским образовательного цензом населения и их возросшим требованием к условиям труда, так и структурным и качественным дисбалансом между спросом и предложением рабочей силы, перепроизводством кадров - ряда специалистов с высшим образованием, ограниченной возможностью трудоустройства по специальности, апеллированием на опыт работы со стороны трудоустроенных. Следует отметить, что насыщение рынка рядом профессий увеличивает конкуренцию и осложняет поиск работы, и несмотря на спрос, отсутствуют кадры ряда профессий.
Для эффективного функционирования рынка труда необходимо совершенствование государственной политики и обеспечение ее соответствия с мировыми стандартами.
1. Тенденции занятости и безработицы в Грузии. Тбилиси, 2011. 2. Высшее образование и рабочая сила в Грузии. Международный институт планирования и управления политики образования. 2013. 3. Center for Higher Education Policy Studies. (2011). Perspectives of Higher Education and the Labout Market: Review of international policy developments. 4. UNESCO (2012). EFA global monitoring report. Youth and Skills: Putting education to work.
СУЧАСНЕ МАТЕРІАЛОЗНАВСТВО ТА ТОВАРОЗНАВСТВО: ТЕОРІЯ, ПРАКТИКА, ОСВІТА :: Взаємодія у системі «вища освіта – ринок праці
Сторінка 1 з 1
Права доступу до цього форуму
Ви не можете відповідати на теми у цьому форумі