СУЧАСНЕ МАТЕРІАЛОЗНАВСТВО ТА ТОВАРОЗНАВСТВО: ТЕОРІЯ, ПРАКТИКА, ОСВІТА
Ви бажаєте відреагувати на цей пост? Створіть акаунт всього за кілька кліків або увійдіть на форум.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ГРУЗИИ

Перейти донизу

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ГРУЗИИ Empty ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ГРУЗИИ

Повідомлення автор Admin Чт Бер 19, 2015 10:13 am

Кокашвили Н. В.,
Академический доктор экономики, ассоцированный профессор.
Гигуашвили Г. Г.
Академический доктор экономики, профессор.
Горийский государственный учебный университет. Грузия. Гори

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ГРУЗИИ

В эпоху экономики знаний высшее образование является движущей системой мирового развития и конкуренции – она рассматривается как «двигатель экономики», который путем исследования и инновации способствует созданию нового образования и постоянному развитию компетенций рабочей силы. Опираясь на изложенное, в течении последних десятилетий система высшего образования в Европе и мире постоянно расширялась.
На сегодняшний день информация о взаимонаправленности высшего образования и рынка труда в Грузии очень ограничена. В первую очередь этот дефицит обусловлен тем, что на национальном уровне отсутствует системный подход к анализу взаимосвязей рынка и системы образования – необходимые изменения не интегрированы в такие важные инструменты, какими являются вопросники описи населения, инструменты внутрихозяйственного квартального исследования. Не продумана совместимость данных и стратегии агрегирования, нет ведомства внутри или вне министерства, отвечающего за анализ такого рода данных.
Опираясь на базу данных Национальной службы статистики, сегодня невозможно вычислить отдачу и относительное преимущество ступеней высшего образования (докторантура, бакалавриат, магистратура), также как по направлениям академического образования и это в тех условиях, когда по отраслям высшего образования в Грузии действуют схемы дифференцированного государственного финансирования (на основании приказа Министра образования и науки Грузии № 79/н в 2013-2014 годах стоимость учебы по отдельным программным направлениям в в государственных высших образовательных учреждениях полностью финансируется государством). Соответственно, при идентификации приоритетных программных направлений министерство не опиралось на надежный эмпирический материал.
Сбор данных о занятости и доходах выпускников и студентов систематически не осуществляется и на уровне высших образовательных учреждений. Несмотря на то, что стандарт программной аккредитации обязует высшие образовательные учреждения адаптировать программы к рыночным требованиям, индикаторы выполнения соответствующих пунктов стандарта и источники проверки смутные, недостаточно детализированы инструменты оценки и самооценки и, соответственно, не представляется возможным полностью и объективно оценить положение в этой связи.
В большинстве высших образовательных учреждений не функционирует сервис карьерного роста. В условиях недоступности соответствующей базы данных проведенное в этом направлении исследование на национальном уровне очень дорогое, носит эпизодический характер и должным образом не отражается в образовательной политике. Несмотря на это за последние несколько лет в Грузии все же накопился достаточный эмпирический материал для общего анализа взаимосвязей рынка и системы высшего образования. В течении 2010-2014 годов Международным институтом планирования и управления политики образования, программой Темпус в Грузии, Центром исследования экономической политики и Международной организацией по миграции проведены исследования, результаты которых в основном совпадают с существующей в Европе картиной и вызовами, что дает возможность сделать следующие общие заключения:
1. По данным 2013 года высшее образование в Грузии является значительным обуславливающим фактором роста показателей доходов и занятости. Средний доход от занятости лиц с высшим образованием почти в два раза выше, чем доход лиц со средним образованием.
• В условиях учета пола, возраста и местожительства шансы трудоустройства лиц с высшим образованием возрастают в 2 раза по сравнению с лицами со средним образованием, а вероятность трудоустройства по найму – почти в 5 раз.
• Окончание магистратуры для выпусника не влечет значительной прибавки заработной платы, хотя шансы трудоустройства лиц с дипломом магистра на 70% выше по сравнению с лицами с дипломом бакалавра. Соответственно, магистратура в Грузии не средство роста доходов, а средство роста вероятности трудоустройства.
2. Средний показатель доходов от занятости, также как и вероятность занятости значительно отличается от уровня по полу и высшему образованию.
• Вероятность трудоустройства мужчин с высшим образованием в 1,2 раза выше в сравнении с вероятностью трудоустройства женщин с высшим образованием. Примечательно, что это различие по половому признаку вычислено с учетом специализации в сфере образования. По-иному, после получения степени бакалавра или магистра в сфере инженерного образования вероятность трудоустройства женщин остается более низкой, чем мужчин.
• Пол значительно влияет на уровень доходов. Это влияние остается и тогда, когда сравниваем специалистов с образованием в одной и той же сфере. Если женщина и мужчина с высшим образованием по администрированию бизнеса и предусмотренные в исследовании характеристики у них схожие, все же зарплата мужчин в среднем на 176 лари выше, чем у женщин.
• Шансы трудоустройства лиц с дипломами бизнес образования и точных и естественных наук в 1,3 – 1,4 раза выше, чем у выпускников с гуманитарным образованием.
• Доход по трудовому найму выпускников с бизнес и инженерным направлением сравнительно выше, чем у выпускников с гуманитарным образованием.
3. Сдерживающим фактором последующего роста отдачи от высшего образования является несовместимость компетенций лиц с высшим образованием с рыночными требованиями и низкие показатели самозанятости.
• В Грузии из лиц с высшим академическим образованием по специальности работают приблизительно 60 %, что значит, что в масштабе страны только четверть из них заняты по специальности.
• Среди трудоустроенных доля работающих по специальности значительно отличается по направлениям. Следует отметить, что доля трудоустроенных по специальности значительно выше среди окончивших магистратуру (по сравнению с окончившими бакалавриат). С этой точки зрения магистратура представляет собой инструмент профессиональной реориентации и ориентированности на рынок.
• В рамках различных исследований половина опрошенных трудоустроенных лиц считает, что компетенции выпускников не соответствуют их требованиям.
• В Грузии также, как и во многих странах Европы, среди молодежи с высшим образованием доля самозанятости низкая, что мешает созданию в стране новых рабочих мест.
4. Высшее образование является потенциально эффективным инструментом выравнивания существующего в обществе социального неравенства, хотя доступность высшего образования на сегодня по-прежнему ограничена.
• Дополнительная ступень высшего образования (в виде магистратуры) более увеличивает шансы на трудоустройство, чем такая характеризующая социально-экономического положения семьи, каким является образование родителей.
• Личные доходы по трудовому найму лиц с высшим образованием не отличаются по тому, какой средний доход был у семьи на момент их поступления в высшее образовательное учреждение.
• Вовлеченность в высшее образование самой бедной группы населения составляет 90 %, а самой богатой группы – 38 %. Доля молодых с высшим образованием в семьях, где глава семьи тоже с высшим образованием (73 %) выше, чем в семьях, где у главы семьи только общее образование (18 %).
По статистическим данным в Грузии 1/3 безработных имеет высшее образование, к тому же особенно высока доля молодых с высшим образованием в общем количестве безработных. Высокий уровень безработицы в Грузии обусловлен как выским образовательного цензом населения и их возросшим требованием к условиям труда, так и структурным и качественным дисбалансом между спросом и предложением рабочей силы, перепроизводством кадров - ряда специалистов с высшим образованием, ограниченной возможностью трудоустройства по специальности, апеллированием на опыт работы со стороны трудоустроенных. Следует отметить, что насыщение рынка рядом профессий увеличивает конкуренцию и осложняет поиск работы, и несмотря на спрос, отсутствуют кадры ряда профессий.
Для эффективного функционирования рынка труда необходимо совершенствование государственной политики и обеспечение ее соответствия с мировыми стандартами.
Список использованных источников
1. Тенденции занятости и безработицы в Грузии. Тбилиси, 2011. 2. Высшее образование и рабочая сила в Грузии. Международный институт планирования и управления политики образования. 2013. 3. Center for Higher Education Policy Studies. (2011). Perspectives of Higher Education and the Labout Market: Review of international policy developments. 4. UNESCO (2012). EFA global monitoring report. Youth and Skills: Putting education to work.

Admin
Admin

Кількість повідомлень : 106
Дата реєстрації : 16.03.2015

https://tntforum.ukraine7.com

Повернутися до початку Перейти донизу

Повернутися до початку


 
Права доступу до цього форуму
Ви не можете відповідати на теми у цьому форумі