СУЧАСНЕ МАТЕРІАЛОЗНАВСТВО ТА ТОВАРОЗНАВСТВО: ТЕОРІЯ, ПРАКТИКА, ОСВІТА
Ви бажаєте відреагувати на цей пост? Створіть акаунт всього за кілька кліків або увійдіть на форум.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КООПЕРАТИВНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА

Перейти донизу

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ  КООПЕРАТИВНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА Empty ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КООПЕРАТИВНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА

Повідомлення автор Admin Ср Бер 25, 2015 9:33 am

Алхасов С. Я.
ООО «İMEX», Баку, Азербайджан


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
КООПЕРАТИВНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА

Опыт государственного регулирования и поддержки развития кооперативного сектора экономики Украины довольно неоднозначный и существенно зависит от вида кооперативов. Так, например, для развития потребительской кооперации кроме принятия закона «О потребительской кооперации», который фактически не дал ей никаких преимуществ, за все года независимости со стороны государства практически не было сделано ничего. Этот вид кооперации не получил от государства никакого вида поддержки. Поэтому потребительская кооперация Украины на сегодняшний день находится в плачевном состоянии и не выполняет тех функций, которые она должна выполнять рыночной экономике – обеспечение своих членов более дешевыми и качественными товарами и услугами [1; 2; 8].
Развитию сельскохозяйственной кооперации государство уделило наибольшее внимание – это и принятие закона «О сельскохозяйственной кооперации», и активная разработка Министерством аграрной политики нормативных и методических документов для организации создания и деятельности сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов (примерные уставы сельхозкооперативов различных видов, правила внутренней хозяйственной деятельности, рекомендации по созданию кооперативов  на базе КСП и т.п.), и выделение значительных средств из государственного и местных бюджетов на создание сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов во времена правительства Ю.Тимошенко. При этом, в формировании и реализации государственной политики поддержки сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов были допущены и определённые ошибки, и просчёты. Так, в налоговом кодексе эти организации не были чётко отнесены к неприбыльным, что усложняло их деятельность и создавало массу проблем с фискальными органами, что совсем не благоприятствовало их развитию. Кроме этого, несовершенство налогового законодательства приводило к тому, что при реализации сельхозпродукции через кооператив, его члены теряли льготный режим налогообложения по налогу на добавленную стоимость (НДС). Это, в свою очередь, существенно уменьшало заинтересованность сельхозпроизводителей и тормозило развитие кооперативов в АПК. Ещё одним значительным просчётом в государственной политике развития сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов стало практически полное отсутствие контроля за их развитием со стороны государственных органов. Министерство аграрной политики Украины как профильный государственный орган не создало системы сбора информации о деятельности сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов кроме их общего количества по областям (базы адресов, количество членов, динамика, товарооборот, эффективность использования полученных от государства средств и т.п.). А учитывая тот факт, что сельскохозяйственные кооперативы до сих пор не создали действенной профессиональной ассоциации, защищающей их права в отношениях с органами государственной власти на местном или национальном уровне (как это, например, сделали кредитные союзы), то с большой долей вероятности можно предположить, что из почти 1000 сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, о наличии которых отчитывается  Министерство аграрной политики Украины, реально действующих – значительно меньше.
Для развития и успешного функционирования других видов кооперативов (жилищных, страховых, энергетических, прокатных, ритуальных, кооперативных детсадов, автозаправочных станций, аптек и многих других возможных видов кооперативов, существующих в развитых странах) в Украине не создана необходимая законодательная и нормативно-правовая база. Рамочный закон «О кооперации» лишь в общих чертах регламентирует функционирование кооперативов, не раскрывая при этом их неприбыльную социально-экономическую природу, уникальный финансово-хозяйственный механизм деятельности и важное значение для людей и национальной экономики, что существенно сдерживает их возникновение и развитие.
Учитывая важность кооперативного сектора для населения, малого и среднего бизнеса и экономики в целом, особенно при обострении социально-экономического положения в стране, необходимо чётко обозначить положительное, благоприятное и поощрительное отношение государства к кооперативам, кооперативной идее взаимопомощи и кооперативному движению в различных сферах хозяйственной жизни. Это, как правило, делалось с помощью принятия конкретных нормативно-правовых документов – Концепций (по отдельным видам кооперативов).
Следует отметить, что в Украине имеется определённый, в большинстве своём отрицательный, опыт принятия подобных концептуальных документов. В частности, наиболее удачным из всех можно считать Концепцию Государственной целевой программы поддержки развития сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов на период до 2015 года, подготовленную Министерством аграрной политики и одобренную распоряжением Кабинета министров Украины №184-р от 11.02.2009 г. [3]. Положительные и отрицательные стороны этой Концепции были рассмотрены выше. Одним из немногих, но наиболее важным положительным результатом её принятия стало выделение на протяжении нескольких лет средств из государственного и местных бюджетов на поддержку создания и развития сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. Другим примером может служить Концепция развития системы кредитной кооперации, подготовленная Нацкомфинуслуг и одобренная распоряжением Кабинета министров Украины №321-р от 07.06.2006 г. [4]. Концепция предусматривала много важных моментов по созданию необходимой инфраструктуры для улучшения деятельности кредитных союзов в Украине, однако, все они остались на бумаге. Кредитные союзы не получили от государства не только финансовой поддержки для формирования эффективной системы кредитной кооперации, но и практически ни одно  важное положение Концепции не было реализовано  на законодательном уровне. Более того, с приходом в Национальную комиссию в сфере регулирования рынков финансовых услуг новой команды во главе с В.Волгой, была предпринята попытка утвердить новую, измененную до неузнаваемости редакцию Концепции, реализация которой могла бы нанести непоправимый вред кредитным союзам в Украине. Однако эта попытка не удалась в связи с возбуждением уголовных дел против новой команды Национальной комиссии финансовых услуг за коррупционные действия.
Ещё одним неудачным примером формирования государственной политики для отдельного вида кооперативов может служить принятие Концепции развития жилищной кооперации и внедрение жилищных строительно-сберегательных касс в Украине, одобренной распоряжением Кабинета министров Украины №243-р от 17.02.2010 г. [5] Сама по себе Концепция является интересной и достаточно прогрессивной. В частности, она предусматривала совершенствование существующих и внедрение новых видов жилищной кооперации, а также жилищных строительно-сберегательных касс, что должно было способствовать созданию условий для обеспечения реализации широкими слоями населения конституционного права на жилье. Финансирование мероприятий, связанных с реализацией Концепции, предусматривалось за счёт средств, предусмотренных в государственном бюджете для выполнения Общегосударственной программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы. Таким образом, жилищная кооперация в Украине могла получить новый импульс для своего развития. Однако 13.06.2012г. Кабинет министров Украины принял распоряжение №347-р, которым без какого-либо обоснования признавал утратившим силу свое же распоряжение, которым 17.02.2010г. была утверждена Концепции развития жилищной кооперации и внедрение жилищных строительно-сберегательных касс в Украине [6]. Соответственно работа по реализации положений Программы была остановлена. Объяснить этот факт с точки зрения элементарной логики и целесообразности сложно. Наиболее вероятной становится политическая версия – Кабинет министров Н.Азарова ликвидировал Программу, принятую Кабмином Ю.Тимошенко. Это является ещё одним ярким примером кардинальных изменений стратегических направлений государственной политики в экономической сфере при приходе к власти новых политических сил, которые безусловно вредят развитию национальной экономики и делают её непрогнозируемой.
Из изложенного выше можно сделать вывод, что разработка концепций развития отдельных видов кооперативов, которые готовятся и курируются разными государственными ведомствами в зависимости от видов кооперативной деятельности, очень подвержены политическому риску и не является эффективным с точки зрения достижения конечных результатов.  
В Азербайджане пока ещё не накоплен необходимый опыт принятия подобных концептуальных документов для поддержки развития кооперативного сектора экономики. Кредитные союзы действуют на основе  принятого в 2000 году Закона «О кредитных союзах», однако, имея неприбыльную экономическую природу, они не имеют налоговых льгот (платят налог на прибыль в размере 22 процентов) и достаточно жестко лицензируются и регулируются Национальным банком Азербайджанской Республики [7].
В последние годы на государственном уровне начинает подниматься вопрос необходимости принятия закона о сельскохозяйственных кооперативах. Его проект был подготовлен, и в апреле 2011 года Милли Меджлис принял в первом чтении законопроект «О сельскохозяйственной кооперации». В Министерстве сельского хозяйства и Центральном союзе кооперативов республики высоко оценили принятие закона «О сельскохозяйственной кооперации». В ходе обсуждения проекта закона в парламенте весной 2012 года глава комитета по экономической политике Милли Меджлиса Зияд Самедзаде сказал, что «концепция закона одобрена, не противоречит ни одному закону и его основу составляет принцип добровольности» [7]. Но все эти качества проекта так и не гарантировали ему превращения в закон. За окном 2015 год, как говорится, а воз и ныне там. Новый проект закона о сельскохозяйственной кооперации рассмотрен парламентским комитетом по аграрной политике и рекомендован Милли Меджлису для принятия в первом чтении» [7].
Как видно, в Азербайджане процесс формирования государственной политики в сфере развития кооперативного движения находится практически на начальном этапе. Поэтому учитывая опыт Украины, для Азербайджана представляется более целесообразным принятие долгосрочной (на 15-20 лет) Национальной стратегии развития кооперативного сектора экономики, утверждение которой важно осуществить на законодательном уровне. Таким образом, этот документ будет иметь силу закона, поэтому все разрабатываемые и реализуемые исполнительной властью инициативы, программы и концепции развития отдельных видов кооперации должны будут соответствовать его положениям. Аналогичный подход может быть приемлем и для Украины, однако, учитывая сложившуюся практику, его, скорее всего, трудно будет воплотить в жизнь, в отличие от Азербайджана.  
В этой Национальной стратегии развития кооперативного сектора экономики должно быть чётко зафиксировано отношение государства к кооперативному сектору экономики, изложены основы государственной политики для всех видов кооперативов и гарантировано неизменность задекларированного курса. При этом Стратегия должна базироваться на рекомендациях международных организаций, таких, как ООН, МОТ, МКА, ФАО и др. в области содействия государства развитию кооперативов как форм экономической взаимопомощи широких слоев населения. Предлагаемая Национальная стратегия развития кооперативного сектора экономики может иметь следующую структуру и состоять из таких разделов:
I. Место и роль кооперативного сектора в экономике.
II. Проблемы развития кооперативного движения в стране.
III. Цели, принципы и задачи государственной политики в области развития кооперативного сектора в национальной экономике:
1. Потребительская кооперация
2. Кредитная кооперация
3. Сельскохозяйственная кооперация
4. Жилищная кооперация
5. Другие виды кооперативов
IV. Механизмы реализации политики устойчивого развития кооперативного сектора экономики и формирование эффективных кооперативных систем:
1. Правовое обеспечение
2. Организационное обеспечение
3. Финансовое обеспечение
4. Научное и кадровое обеспечение
5. Информационное обеспечение
6. Мониторинг соблюдения кооперативных принципов
V. Основные этапы реализации государственной политики в области национального кооперативного движения.
Итак, Стратегия развития кооперативного сектора Азербайджана, разработанная с учётом рекомендаций международных организаций и украинского опыта развития потребительской, кредитной, сельскохозяйственной и других видов кооперации может стать важным фактором дальнейшего эффективного развития  кооперативного движения в Азербайджане. Большинство элементов этой Стратегии могут быть использованы и в Украине с целью совершенствования государственного регулирования кооперативного сектора её экономики.  

Список использованной литературы
1.Активи кредитних спілок за 9 міс.-2014 скоротилися на 7,4%, кількість КС зменшилася на 6,2% - Назва з экрану. – [Електронний ресурс] - http://news.finance.ua/ua/news/~/342254
2.Про банки і банківську діяльність. Закону України № 2121-III від 7 грудня 2000 року. – [Електронний ресурс] - http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/2121-14/page
3.Про схвалення Концепції Державної цільової програми підтримки розвитку сільськогосподарських обслуговуючих кооперативів на період до 2015 року. - Розпорядження Кабінету міністрів Украини від 11 лютого 2009 р. N 184-р. – Електронний ресурс.  – [Режим доступа] - http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/184-2009-%D1%80
4.Про схвалення Концепції розвитку системи кредитної кооперації. - Розпорядження Кабінету міністрів Украини від 7 червня 2006 р. N 321-р . – Електронний ресурс.– [Режим доступа] - http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/321-2006-%D1%80
5.Про схвалення Концепції розвитку житлової кооперації та запровадження  житлових будівельно-ощадних кас в Україні. - Розпорядження Кабінету міністрів України від 17 лютого 2010 р. N 243-р  – Електронний ресурс. – [Режим доступа] – http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/243-2010-%D1%80
6.Про визнання таким, що втратило чинність, розпорядження Кабінету Міністрів України від 17 лютого 2010 р. № 243. - Розпорядження Кабінету міністрів України від 13 червня 2012 р. № 347-р. – Електронний ресурс.  – [Режим доступа] – http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/347-2012-%D1%80
7.Законодательство по кредитным союзам. – [Електронний ресурс] \\ Ассоциация кредитных союзов Азербайджана. Официальный веб-сайт. – Режим доступа: http://akia.az/?page_id=48&lang=ru  
8.Quliyev Eldar. Kənd təsərrüfati kooperativləri istehsalin və səmərəliliyin artirilmasina böyük töhfələr verə bilər / Eldar Quliyev// Azərbaycan. – 2011. – 10 iyun. – S. 6.

Admin
Admin

Кількість повідомлень : 106
Дата реєстрації : 16.03.2015

https://tntforum.ukraine7.com

Повернутися до початку Перейти донизу

Повернутися до початку

- Схожі теми

 
Права доступу до цього форуму
Ви не можете відповідати на теми у цьому форумі