ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И ПРОИЗВОДСТВА ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТАДЖИКИСТАНА
СУЧАСНЕ МАТЕРІАЛОЗНАВСТВО ТА ТОВАРОЗНАВСТВО: ТЕОРІЯ, ПРАКТИКА, ОСВІТА :: Взаємодія у системі «вища освіта – ринок праці
Сторінка 1 з 1
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И ПРОИЗВОДСТВА ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТАДЖИКИСТАНА
Раджабов Р.К., д.э.н., профессор
Таджикский государственный университет коммерции, г. Душанбе, Республика Таджикистан
Таджикский государственный университет коммерции, г. Душанбе, Республика Таджикистан
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И ПРОИЗВОДСТВА ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТАДЖИКИСТАНА
В период модернизации экономики актуальной проблемой является совершенствование системы подготовки кадров с высшим профессиональным образованием.
При этом современная ситуация на рынке труда предъявляет серьезные требования к качеству подготовке кадров высшей квалификации. Все более востребованными становятся компетентные выпускники ВУЗов, способные эффективно работать в новых динамически изменяющихся социально-экономических условиях. В процессе их подготовки главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно сократить период освоения профессии и повысить конкурентоспособность.
При переходе к инновационному развитию экономики обеспечение новых требований к кадровому потенциалу становится ключевым направлением воспроизводства работников с высшим образованием. На наш взгляд, среди этих требований можно выделить: компетентность, адаптивность, мобильность и инновационность.
Отличие компетентного специалиста от квалифицированного заключается в том, что первый не только обладает определенными знаниями, умениями и навыками, но и способен реализовать и постоянно реализует их в работе. Поэтому основной задачей системы образования является формирование у студентов самомотивации, что позволит им в дальнейшем максимально раскрыть индивидуальные способности и претендовать на достойную занятость.
Адаптивность – это способность человека быстро приспособиться к изменяющимся внешним условиям, новой ситуации и требованиям. Речь идет о гибкости, выносливости, умении выполнять задания достаточно быстро, но, не опережая время, действуя по обстановке.
Под мобильностью понимается способность гражданина к перемене его трудовых функций по форме, содержанию и местоприложению на основе сознательного выбора и условий для его реализации. Перемена труда может осуществляться во времени, в пространстве, а также во времени и в пространстве одновременно.
Сегодня действие закона перемены труда (введенный в научный оборот К. Марксом в первом томе «Капитал»), проявляется как в вертикальной, так и в горизонтальной профессиональной мобильности. При этом условия экономической жизни в последние годы были таковы, что, наряду с восходящей мобильностью, проявлялись довольно сильные тенденции к мобильности нисходящей.
Инновационность – это способность к усовершенствованиям, созданию нового в своей профессии, пусть даже в малых масштабах (новый метод, прием и т.д.), обладание навыками участия в проектных мероприятиях. Основные факторы, обуславливающие значимость инновационной деятельности и развитие инновационности в образовании связано с развитием экономического потенциала и инновационной активности образовательных систем. И это происходит в тот период, когда Республика Таджикистан стала активно включаться в глобализационные процессы, а руководство страны выступило с рядом инициатив, рассматривая стимулирование инновационной деятельности, как важное средство активизации источников экономического роста. Полнее реализовать свои возможности, повысить качество жизни возможно только при условии, если люди умеют встроиться в те требования, которые выдвигает интернационализация социально-экономических отношений.
С одной стороны, приведенные выше требования можно рассматривать в рамках нормативной экономики по принципу «как должно быть», но вместе с тем они фиксируют императивы реальной жизни, в которой все сильнее просматриваются черты постиндустриального общества в республике и ее регионов.
Большое влияние на выравнивание социально-экономического положения регионов Республики Таджикистан оказывает местоположение вузов, поскольку сохраняется тенденция оттока наиболее квалифицированной части специалистов в регионы с более высоким уровнем жизни.
Межрегиональная «утечка мозгов» из сельской местности в центр, как и отсутствие возвратной миграции, после окончания ВУЗа из столичных городов в регионах республики объективна, так как в их основе лежат существенные территориальные неравенства в уровне жизни населения городов и сельской местности.
В этих условиях одним из основных факторов при выборе центра получения образования выступает транспортная доступность. Зачастую, только исходя из транспортной доступности, выпускник средней школы, а чаще его родители выбирают ВУЗ. Вместе с тем, более низкий конкурс, обеспеченность общежитиями, наличие родственников могут компенсировать худшую территориальную доступность и, в конечном счете, оказать определяющее воздействие на направление миграции.
В настоящее время многие ВУЗы открывают свои филиалы в областях республики. То есть, идет процесс адаптации вузовской сети к потребностям производства.
Важно заметить, что получение положительных результатов реформ в области высшего образования Республики Таджикистан возможно при достижении соответствия между структурой выпуска из ВУЗов и спроса на кадры высшей квалификации на рынке труда. В свою очередь, это может быть достигнуто только за счет совершенствование планирования приема в высшие учебные заведения и развитие национальной системы тестирования.
Поэтому на основе требований современной экономики выдвигаем ряд предложений по модернизации высшей школы, а именно:
• устанавливать связь и усиливать взаимодействие между промышленными предприятиями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования не только по подготовке планов приема, но и по последующему трудоустройству;
• ввести систему распределения выпускников высших учебных заведений, получивших образование на бюджетной основе. В республике высшие учебные заведения зачастую работают без учета ситуации на региональных рынках труда, а их выпускники остаются маловостребованными;
• ввести систему возврата выпускником государству потраченных бюджетных средств на его обучение, в случае если выпускник отказывается работать по месту распределения;
• проводить мониторинг рынка труда, прогнозировать потребности в квалифицированных кадрах и корректировать планы приема в зависимости от показателей трудоустройства и др.
В настоящее время наметилась тенденцию к интеграции предприятий и образовательных учреждений по подготовке кадров для инновационного развития. При этом ежегодно увеличивается число договоров о целевой подготовке кадров, а также возникают совместные учебные центры, создаются филиалы выпускающих кафедр вузов на производстве.
С другой стороны в этих условиях приоритетным является создании ассоциацию вузов. Сравнительная оценка позволяет сформулировать вывод о предпочтительности ассоциации вузов, ориентированных на обеспечение не только системы образования, но и экономики в целом. Ассоциация, имеющая сетевую структуру, позволяет эффективно обеспечивать достижение положительного эффекта синергии.
Анализ опыта сотрудничества предприятий с учебными заведениями в Таджикистане позволил выявить основные предпосылки возникновения корпоративного заказа на подготовку кадров. Кроме того, в республике важное место отведено реализации образовательных проектов, имеющие значительные выгоды для вузов, заключающиеся в: повышение уровня трудоустройства выпускников, их более быстрая адаптация к производственной жизни; росте квалификации преподавательского состава; обновление материально-технической базы; расширение возможности проведения прикладных исследований и опытно-конструкторских работ.
Вместе с тем, на сегодняшний день реализация образовательных проектов, внедрение корпоративного заказа вызывает у многих скептицизм, недоверие и даже открытое противодействие.
Анализ факторов, препятствующих реализации корпоративного заказа и разработка основных направлений смягчения этих факторов должны стать предметом пристального рассмотрения ученых, озабоченных проблемами модернизации высшего образования.
Опыт Таджикского государственного университета коммерции показывает, что в последние годы университетом заключены 20 договоров с предприятиями и организациями по подготовке кадров, 45 договоров о сотрудничестве, а также 17 договоров по совместному проведению НИР и организации производственной практики, решается вопрос о создании филиалы выпускающих кафедр в банках и торговых центрах.
В целом изучение имеющегося опыта, разработка новых организационных форм взаимодействия высшего образования и производства, развитие эффективных экономических отношений между субъектами производства и потребления образовательных услуг позволят создать предпосылки для решения задачи подъема экономики на основе инновационного пути развития.
При этом современная ситуация на рынке труда предъявляет серьезные требования к качеству подготовке кадров высшей квалификации. Все более востребованными становятся компетентные выпускники ВУЗов, способные эффективно работать в новых динамически изменяющихся социально-экономических условиях. В процессе их подготовки главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно сократить период освоения профессии и повысить конкурентоспособность.
При переходе к инновационному развитию экономики обеспечение новых требований к кадровому потенциалу становится ключевым направлением воспроизводства работников с высшим образованием. На наш взгляд, среди этих требований можно выделить: компетентность, адаптивность, мобильность и инновационность.
Отличие компетентного специалиста от квалифицированного заключается в том, что первый не только обладает определенными знаниями, умениями и навыками, но и способен реализовать и постоянно реализует их в работе. Поэтому основной задачей системы образования является формирование у студентов самомотивации, что позволит им в дальнейшем максимально раскрыть индивидуальные способности и претендовать на достойную занятость.
Адаптивность – это способность человека быстро приспособиться к изменяющимся внешним условиям, новой ситуации и требованиям. Речь идет о гибкости, выносливости, умении выполнять задания достаточно быстро, но, не опережая время, действуя по обстановке.
Под мобильностью понимается способность гражданина к перемене его трудовых функций по форме, содержанию и местоприложению на основе сознательного выбора и условий для его реализации. Перемена труда может осуществляться во времени, в пространстве, а также во времени и в пространстве одновременно.
Сегодня действие закона перемены труда (введенный в научный оборот К. Марксом в первом томе «Капитал»), проявляется как в вертикальной, так и в горизонтальной профессиональной мобильности. При этом условия экономической жизни в последние годы были таковы, что, наряду с восходящей мобильностью, проявлялись довольно сильные тенденции к мобильности нисходящей.
Инновационность – это способность к усовершенствованиям, созданию нового в своей профессии, пусть даже в малых масштабах (новый метод, прием и т.д.), обладание навыками участия в проектных мероприятиях. Основные факторы, обуславливающие значимость инновационной деятельности и развитие инновационности в образовании связано с развитием экономического потенциала и инновационной активности образовательных систем. И это происходит в тот период, когда Республика Таджикистан стала активно включаться в глобализационные процессы, а руководство страны выступило с рядом инициатив, рассматривая стимулирование инновационной деятельности, как важное средство активизации источников экономического роста. Полнее реализовать свои возможности, повысить качество жизни возможно только при условии, если люди умеют встроиться в те требования, которые выдвигает интернационализация социально-экономических отношений.
С одной стороны, приведенные выше требования можно рассматривать в рамках нормативной экономики по принципу «как должно быть», но вместе с тем они фиксируют императивы реальной жизни, в которой все сильнее просматриваются черты постиндустриального общества в республике и ее регионов.
Большое влияние на выравнивание социально-экономического положения регионов Республики Таджикистан оказывает местоположение вузов, поскольку сохраняется тенденция оттока наиболее квалифицированной части специалистов в регионы с более высоким уровнем жизни.
Межрегиональная «утечка мозгов» из сельской местности в центр, как и отсутствие возвратной миграции, после окончания ВУЗа из столичных городов в регионах республики объективна, так как в их основе лежат существенные территориальные неравенства в уровне жизни населения городов и сельской местности.
В этих условиях одним из основных факторов при выборе центра получения образования выступает транспортная доступность. Зачастую, только исходя из транспортной доступности, выпускник средней школы, а чаще его родители выбирают ВУЗ. Вместе с тем, более низкий конкурс, обеспеченность общежитиями, наличие родственников могут компенсировать худшую территориальную доступность и, в конечном счете, оказать определяющее воздействие на направление миграции.
В настоящее время многие ВУЗы открывают свои филиалы в областях республики. То есть, идет процесс адаптации вузовской сети к потребностям производства.
Важно заметить, что получение положительных результатов реформ в области высшего образования Республики Таджикистан возможно при достижении соответствия между структурой выпуска из ВУЗов и спроса на кадры высшей квалификации на рынке труда. В свою очередь, это может быть достигнуто только за счет совершенствование планирования приема в высшие учебные заведения и развитие национальной системы тестирования.
Поэтому на основе требований современной экономики выдвигаем ряд предложений по модернизации высшей школы, а именно:
• устанавливать связь и усиливать взаимодействие между промышленными предприятиями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования не только по подготовке планов приема, но и по последующему трудоустройству;
• ввести систему распределения выпускников высших учебных заведений, получивших образование на бюджетной основе. В республике высшие учебные заведения зачастую работают без учета ситуации на региональных рынках труда, а их выпускники остаются маловостребованными;
• ввести систему возврата выпускником государству потраченных бюджетных средств на его обучение, в случае если выпускник отказывается работать по месту распределения;
• проводить мониторинг рынка труда, прогнозировать потребности в квалифицированных кадрах и корректировать планы приема в зависимости от показателей трудоустройства и др.
В настоящее время наметилась тенденцию к интеграции предприятий и образовательных учреждений по подготовке кадров для инновационного развития. При этом ежегодно увеличивается число договоров о целевой подготовке кадров, а также возникают совместные учебные центры, создаются филиалы выпускающих кафедр вузов на производстве.
С другой стороны в этих условиях приоритетным является создании ассоциацию вузов. Сравнительная оценка позволяет сформулировать вывод о предпочтительности ассоциации вузов, ориентированных на обеспечение не только системы образования, но и экономики в целом. Ассоциация, имеющая сетевую структуру, позволяет эффективно обеспечивать достижение положительного эффекта синергии.
Анализ опыта сотрудничества предприятий с учебными заведениями в Таджикистане позволил выявить основные предпосылки возникновения корпоративного заказа на подготовку кадров. Кроме того, в республике важное место отведено реализации образовательных проектов, имеющие значительные выгоды для вузов, заключающиеся в: повышение уровня трудоустройства выпускников, их более быстрая адаптация к производственной жизни; росте квалификации преподавательского состава; обновление материально-технической базы; расширение возможности проведения прикладных исследований и опытно-конструкторских работ.
Вместе с тем, на сегодняшний день реализация образовательных проектов, внедрение корпоративного заказа вызывает у многих скептицизм, недоверие и даже открытое противодействие.
Анализ факторов, препятствующих реализации корпоративного заказа и разработка основных направлений смягчения этих факторов должны стать предметом пристального рассмотрения ученых, озабоченных проблемами модернизации высшего образования.
Опыт Таджикского государственного университета коммерции показывает, что в последние годы университетом заключены 20 договоров с предприятиями и организациями по подготовке кадров, 45 договоров о сотрудничестве, а также 17 договоров по совместному проведению НИР и организации производственной практики, решается вопрос о создании филиалы выпускающих кафедр в банках и торговых центрах.
В целом изучение имеющегося опыта, разработка новых организационных форм взаимодействия высшего образования и производства, развитие эффективных экономических отношений между субъектами производства и потребления образовательных услуг позволят создать предпосылки для решения задачи подъема экономики на основе инновационного пути развития.
Схожі теми
» ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕН-НОЙ ПОДГОТОВКЕ ТОВАРОВЕДОВ
» АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ТОВАРОВЕДОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛАРУСИ
» ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КООПЕРАТИВНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА
» АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ТОВАРОВЕДОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛАРУСИ
» ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КООПЕРАТИВНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА
СУЧАСНЕ МАТЕРІАЛОЗНАВСТВО ТА ТОВАРОЗНАВСТВО: ТЕОРІЯ, ПРАКТИКА, ОСВІТА :: Взаємодія у системі «вища освіта – ринок праці
Сторінка 1 з 1
Права доступу до цього форуму
Ви не можете відповідати на теми у цьому форумі