СУЧАСНЕ МАТЕРІАЛОЗНАВСТВО ТА ТОВАРОЗНАВСТВО: ТЕОРІЯ, ПРАКТИКА, ОСВІТА
Ви бажаєте відреагувати на цей пост? Створіть акаунт всього за кілька кліків або увійдіть на форум.

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И ПРОИЗВОДСТВА ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТАДЖИКИСТАНА

Перейти донизу

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И ПРОИЗВОДСТВА  ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТАДЖИКИСТАНА Empty ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И ПРОИЗВОДСТВА ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТАДЖИКИСТАНА

Повідомлення автор Admin Чт Бер 19, 2015 10:07 am

Раджабов Р.К., д.э.н., профессор
Таджикский государственный университет коммерции, г. Душанбе, Республика Таджикистан

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И ПРОИЗВОДСТВА ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТАДЖИКИСТАНА

В период модернизации экономики актуальной проблемой является совершенствование системы подготовки кадров с высшим профессиональным образованием.
При этом современная ситуация на рынке труда предъявляет серьезные требования к качеству подготовке кадров высшей квалификации. Все более востребованными становятся компетентные выпускники ВУЗов, способные эффективно работать в новых динамически изменяющихся социально-экономических условиях. В процессе их подготовки главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно сократить период освоения профессии и повысить конкурентоспособность.
При переходе к инновационному развитию экономики обеспечение новых требований к кадровому потенциалу становится ключевым направлением воспроизводства работников с высшим образованием. На наш взгляд, среди этих требований можно выделить: компетентность, адаптивность, мобильность и инновационность.
Отличие компетентного специалиста от квалифицированного заключается в том, что первый не только обладает определенными знаниями, умениями и навыками, но и способен реализовать и постоянно реализует их в работе. Поэтому основной задачей системы образования является формирование у студентов самомотивации, что позволит им в дальнейшем максимально раскрыть индивидуальные способности и претендовать на достойную занятость.
Адаптивность – это способность человека быстро приспособиться к изменяющимся внешним условиям, новой ситуации и требованиям. Речь идет о гибкости, выносливости, умении выполнять задания достаточно быстро, но, не опережая время, действуя по обстановке.
Под мобильностью понимается способность гражданина к перемене его трудовых функций по форме, содержанию и местоприложению на основе сознательного выбора и условий для его реализации. Перемена труда может осуществляться во времени, в пространстве, а также во времени и в пространстве одновременно.
Сегодня действие закона перемены труда (введенный в научный оборот К. Марксом в первом томе «Капитал»), проявляется как в вертикальной, так и в горизонтальной профессиональной мобильности. При этом условия экономической жизни в последние годы были таковы, что, наряду с восходящей мобильностью, проявлялись довольно сильные тенденции к мобильности нисходящей.
Инновационность – это способность к усовершенствованиям, созданию нового в своей профессии, пусть даже в малых масштабах (новый метод, прием и т.д.), обладание навыками участия в проектных мероприятиях. Основные факторы, обуславливающие значимость инновационной деятельности и развитие инновационности в образовании связано с развитием экономического потенциала и инновационной активности образовательных систем. И это происходит в тот период, когда Республика Таджикистан стала активно включаться в глобализационные процессы, а руководство страны выступило с рядом инициатив, рассматривая стимулирование инновационной деятельности, как важное средство активизации источников экономического роста. Полнее реализовать свои возможности, повысить качество жизни возможно только при условии, если люди умеют встроиться в те требования, которые выдвигает интернационализация социально-экономических отношений.
С одной стороны, приведенные выше требования можно рассматривать в рамках нормативной экономики по принципу «как должно быть», но вместе с тем они фиксируют императивы реальной жизни, в которой все сильнее просматриваются черты постиндустриального общества в республике и ее регионов.
Большое влияние на выравнивание социально-экономического положения регионов Республики Таджикистан оказывает местоположение вузов, поскольку сохраняется тенденция оттока наиболее квалифицированной части специалистов в регионы с более высоким уровнем жизни.
Межрегиональная «утечка мозгов» из сельской местности в центр, как и отсутствие возвратной миграции, после окончания ВУЗа из столичных городов в регионах республики объективна, так как в их основе лежат существенные территориальные неравенства в уровне жизни населения городов и сельской местности.
В этих условиях одним из основных факторов при выборе центра получения образования выступает транспортная доступность. Зачастую, только исходя из транспортной доступности, выпускник средней школы, а чаще его родители выбирают ВУЗ. Вместе с тем, более низкий конкурс, обеспеченность общежитиями, наличие родственников могут компенсировать худшую территориальную доступность и, в конечном счете, оказать определяющее воздействие на направление миграции.
В настоящее время многие ВУЗы открывают свои филиалы в областях республики. То есть, идет процесс адаптации вузовской сети к потребностям производства.
Важно заметить, что получение положительных результатов реформ в области высшего образования Республики Таджикистан возможно при достижении соответствия между структурой выпуска из ВУЗов и спроса на кадры высшей квалификации на рынке труда. В свою очередь, это может быть достигнуто только за счет совершенствование планирования приема в высшие учебные заведения и развитие национальной системы тестирования.
Поэтому на основе требований современной экономики выдвигаем ряд предложений по модернизации высшей школы, а именно:
• устанавливать связь и усиливать взаимодействие между промышленными предприятиями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования не только по подготовке планов приема, но и по последующему трудоустройству;
• ввести систему распределения выпускников высших учебных заведений, получивших образование на бюджетной основе. В республике высшие учебные заведения зачастую работают без учета ситуации на региональных рынках труда, а их выпускники остаются маловостребованными;
• ввести систему возврата выпускником государству потраченных бюджетных средств на его обучение, в случае если выпускник отказывается работать по месту распределения;
• проводить мониторинг рынка труда, прогнозировать потребности в квалифицированных кадрах и корректировать планы приема в зависимости от показателей трудоустройства и др.
В настоящее время наметилась тенденцию к интеграции предприятий и образовательных учреждений по подготовке кадров для инновационного развития. При этом ежегодно увеличивается число договоров о целевой подготовке кадров, а также возникают совместные учебные центры, создаются филиалы выпускающих кафедр вузов на производстве.
С другой стороны в этих условиях приоритетным является создании ассоциацию вузов. Сравнительная оценка позволяет сформулировать вывод о предпочтительности ассоциации вузов, ориентированных на обеспечение не только системы образования, но и экономики в целом. Ассоциация, имеющая сетевую структуру, позволяет эффективно обеспечивать достижение положительного эффекта синергии.
Анализ опыта сотрудничества предприятий с учебными заведениями в Таджикистане позволил выявить основные предпосылки возникновения корпоративного заказа на подготовку кадров. Кроме того, в республике важное место отведено реализации образовательных проектов, имеющие значительные выгоды для вузов, заключающиеся в: повышение уровня трудоустройства выпускников, их более быстрая адаптация к производственной жизни; росте квалификации преподавательского состава; обновление материально-технической базы; расширение возможности проведения прикладных исследований и опытно-конструкторских работ.
Вместе с тем, на сегодняшний день реализация образовательных проектов, внедрение корпоративного заказа вызывает у многих скептицизм, недоверие и даже открытое противодействие.
Анализ факторов, препятствующих реализации корпоративного заказа и разработка основных направлений смягчения этих факторов должны стать предметом пристального рассмотрения ученых, озабоченных проблемами модернизации высшего образования.
Опыт Таджикского государственного университета коммерции показывает, что в последние годы университетом заключены 20 договоров с предприятиями и организациями по подготовке кадров, 45 договоров о сотрудничестве, а также 17 договоров по совместному проведению НИР и организации производственной практики, решается вопрос о создании филиалы выпускающих кафедр в банках и торговых центрах.
В целом изучение имеющегося опыта, разработка новых организационных форм взаимодействия высшего образования и производства, развитие эффективных экономических отношений между субъектами производства и потребления образовательных услуг позволят создать предпосылки для решения задачи подъема экономики на основе инновационного пути развития.

Admin
Admin

Кількість повідомлень : 106
Дата реєстрації : 16.03.2015

https://tntforum.ukraine7.com

Повернутися до початку Перейти донизу

Повернутися до початку

- Схожі теми

 
Права доступу до цього форуму
Ви не можете відповідати на теми у цьому форумі